-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника
Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
Составила
воспитатель: Змеева Елена Николаевна
воспитательМАДОУ№27
«Игра –
это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Игра занимает очень важное место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют
"ведущей" - именно благодаря игре ребенок познает окружающий мир
предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых
людей.
Любимой игрой дошкольников
является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего
ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их
игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, это самостоятельная игровая
деятельность, но при этом для ее развития нужно руководство. Непосредственное
руководство сюжетно-ролевой игрой
осуществляет воспитатель, который организовывает эффективное начало
(педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло).
При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи,
уважительное отношение к участникам игры. Прекрасно, если воспитатель выступает
в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он
авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень
свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию детей! В процессе игры
уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах,
предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения. Дети учатся
строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей
действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое
представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о
труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются
недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых
знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них,
прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать
взаимопонимание, договоренность.
В сюжетно-ролевой игре дети
вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры,
распределяют роли и т. д.). В то же время между ними одновременно
устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, врача и
пациента и т. д.).
Игра – средство «проработки»
знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка
включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не
когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану
воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает
интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в
игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их
чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях
между людьми.
Сюжетно–ролевые игры
являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности
развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые
умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В
игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная
ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с
возрастом потребность в общении с другими детьми. В игре эффективно
воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу,
развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра
служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм,
агрессивность, замкнутость.
Неоценимо значение игры
(сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника,
ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и
при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Для того чтобы
реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять
адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей,
необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем
значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое
важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных
возрастов.
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 09.05.2023
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону +79527378462